Спорная ситуация: почему стоит обращаться к финансовому омбудсмену

Полезно
16 мая 2022 г.

В споре рождается истина. Но когда дело касается финансовых аспектов, разногласий иметь не хочется. На случай, если они все же возникли, лучше всего не доводить до суда, а обращаться к финансовому уполномоченному. ВебЗайм рассказывает о преимуществах этого способа решения вопросов при возникновении спорных ситуаций с МФО.

**Кто такой финансовый уполномоченный? **

Это должностное лицо, действующее на основании Федерального закона № 123 ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Омбудсмен — та самая третья сторона, которая помогает решать споры между физическим лицом и финансовой организацией. Он независим от Центрального Банка и федеральных и муниципальных органов власти. При этом прием всех обращений к омбудсменам осуществляет Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного, созданная Банком России.

Когда нужно обращаться к финансовому омбудсмену?

В случае возникновения спорной ситуации с финансовой организацией, которая оказывала вам услугу, не связанную с осуществлением вами предпринимательской деятельности. Если говорить применительно к МФО — это могут быть обстоятельства, когда вам, например, неверно начислили проценты или комиссии, списали средства за дополнительные услуги, которые вы не подключали, требуют возврат средств за заем, который вы не оформляли. Важно помнить, что о нарушении своих прав можно заявлять в течение трех лет, по истечении этого срока заявление рассматриваться не будет.

Как правильно составить обращение к финансовому омбудсмену?

Об этом чуть позже, возможно, вам и не пригодится эта информация. Первое, что нужно сделать — это обратиться непосредственно в организацию, к которой у вас есть претензии. Направьте письменное или электронное обращение стандартной формы по юридическому адресу или на официальную электронную почту компании. В заявлении по существу изложите суть вашего требования, укажите номер договора и контактные данные для связи. В течение 15 рабочих дней вам должен поступить ответ тем же способом, которым вы осуществляли отправление. Если ответ компании вас не устроил или не был получен в указанные сроки, тогда пришло время обратиться к финансовому уполномоченному.

Что должно быть в обращении?

  1. Ваши личные сведения — фамилия, имя, отчество, дата и место рождения и адрес проживания;

  2. Контактные данные — номер телефона или электронной почты;

  3. Данные о названии финансовой компании, к которой есть претензия, ее адрес и телефон;

  4. Сведения о существе спора и ваших требований, касающихся размера финансового возмещения по нему

  5. Копии заявления в финансовую организацию и ответа на претензию, если она имеется;

  6. Копия договора с компанией или иные документы, имеющие отношение к предмету спора;

  7. Дата направления обращения и личная подпись, если отправление на бумажном носителе.

Как отправить обращение?

В электронном виде через личный кабинет на официальном сайте финансового уполномоченного или через портал госуслуг;

Письмом по адресу: 119017, Москва, Старомонетный переулок, дом 3, получатель — АНО «СОДФУ».

Что дальше?

Дальше нужно набраться немного терпения. В течение 3 рабочих дней вы получите уведомление о принятии обращения. В течение 15 рабочих дней будет вынесено решение по нему — о полном или частичном удовлетворении требований или отказе. Финансовая организация обязана исполнить решение омбудсмена в указанный им срок.

Почему не суд?

По мнению Павла Волкова, генерального директора МКК «Академическая», суд — крайняя мера, невыгодная всем сторонам по нескольким причинам. Первая — высокая загруженность бюрократической системы, не позволяющая оперативно решать вопросы. Вторая — денежные затраты на услуги юристов при негарантированном успешном разрешении.

«С 1 января 2020 года МФО обязаны взаимодействовать с финансовыми управляющими. Честные, легально работающие компании добровольно входят в реестр финансовых организаций Банка России, а значит, внесены в список АНО „СОДФУ“. Главная задача финансовых управляющих — найти компромисс между двумя сторонами и разрешить разногласия мирным путем, без обращения в суд. Ведь именно для этого и создавался в свое время этот институт. Это хорошая возможность уладить спор независимо и в короткие сроки, поскольку зачастую, при личном обращении, клиенты финансовых организаций предъявляют необоснованно высокие требования, которые мы не можем выполнить», — рассказал Павел Волков.

Обращение к финансовому омбудсмену — эффективный способ решения спорных финансовых ситуаций, которые действительно имеют место быть, поскольку от ошибок не защищены даже лидеры рынка МФО. Но начать диалог лучше непосредственно с самой финансовой организацией, которая, не меньше вас, заинтересована в мирном и быстром урегулировании спора.