Рынок МФО в мире: зарубежный опыт и перспективы развития

Интересно
12 августа 2022 г.

В нашей стране микрокредитование до сих пор остается не до конца изученным явлением, вокруг которого рождается много мифов, большинство которых имеют мало общего с реальностью. А как обстоят дела с этим в другим странах? Наш аналитический центр изучил, как выглядит эта стремительно развивающаяся сфера в других странах и за опытом каких государств стоит следить особенно внимательно.

На обывательском уровне принято считать, что микрозаймы – это постсоветская история, где основным потребителем услуг являются те, у кого не хватает средств на минимальные потребности. На самом деле, все не так. В европейских странах рынок микрофинансов используется как эффективный инструмент снижения безработицы и поддержки неустроенных категорий граждан в реализации их творческого и предпринимательского потенциала. Традиционно в странах Восточной Европы займы берут чаще, чем, например, в Европе континентальной: наименьшее соотношение суммы микрокредитов к ВВП на душу населения в Германии на уровне 6%, во Франции – 11%, в Швейцарии – 12%, а в Великобритании – 16%. В Польше и Венгрии, например, этот показатель может составлять и 100%, однако уточним, что 70% из всего микрокредитного портфеля приходится именно на бизнес-займы. Европейская цифровизация финансовых процессов развивается активными темпами: около 80% всех представителей рынка имеют приложения и предоставляют услуги онлайн.

Говоря о самых перспективных направлениях в Европе, можно отметить Польшу и Испанию. После кризиса в 2009 году в этих странах начала расти безработица и займы стали тем удобным финансовым инструментом, при помощи которого можно было решить кратковременные трудности – оплатить ипотеку, помочь бизнесу и др. В Испании и сейчас наблюдается рост МФО: большинство из которых выдают средства на банковскую карту или кошелек PayPal. Как и в нашей стране, зачисление средств происходит в среднем за 15 минут, а вынесение решения происходит при помощи искусственного интеллекта. Похожая ситуация и в Польше: здесь при оценке заемщика активно применяются IT-технологии и цифровые инструменты, а займы выдаются на срок не более 30 дней. В отличие от нашей страны, в Польше нет ограничений по годовой ставке и к представителям рынка не приковано такое пристальное внимание регуляторов.

В Британии микрокредиты – один из популярных финансовых продуктов, которым, пользуются все, включая студентов пенсионеров и даже стартаперов. Последних, к слову, привлекают фиксированным процентом, тем самым мотивируя заниматься бизнесом, который развивает английскую экономику. В Великобритании ставка микрозаймов составляет 0,8% в день.

Германия – еще одна прогрессивная европейская страна, где микрозаймы берут также не от безысходности. Сумма выдачи стартует от 100 €, от клиента требуется стабильный доход, паспорт и резидентство ФРГ со счетом в банке, а еще, как ни странно, данные об оплате коммунальных услуг.

Соединенные Штаты Америки – тоже не последняя страна в мире, где микрозаймы популярны: здесь насчитывается более 400 МФО. В отличие от нас, где размер переплаты в день установлен на государственном уровне, в каждом штате он свой и рассчитывается индивидуально. Например, в 15 штатах микрофинансовая деятельность и вовсе запрещена, в 9 штатах существуют довольно жесткие ограничения по уровню процентной ставки. Максимальная годовая стоимость займа здесь на уровне 600%, почти в 2 раза выше, чем у нас. Так что все разговоры о высоких процентах в России – вещь довольно относительная. В пандемию количество PDL-займов увеличилось в 3 раза, средняя их сумма составляет $375. При этом регуляторное давление на рынок схоже с российским, там тоже часто поднимается вопрос об установлении ограничений по процентным ставкам, но пока эта инициатива успеха не имела. В стране активно развиваются финансовые решения и технологии, создаются и совершенствуются мобильные приложения для получения микрозаймов, которыми начинают пользоваться не только миллениалы, но и другие возрастные категории.

Традиционно страны Европы и Америки отличаются высоким уровнем развития, в том числе и по уровню дохода населения. А как обстоят дела в Юго-Восточной Азии, к которой в последнее время наблюдается повышенный интерес со стороны бизнеса?

Азия возвращает себе утраченные в пандемию позиции и вновь оказывается в числе самых быстрорастущих экономик. На данный момент в странах региона наблюдается настоящий бум МФО: государственные программы, направленные на повышение доступа к финансовым услугам, этому только способствуют. Согласно данным Всемирного банка, банковские счета имеет менее 50% жителей Индонезии, на Филиппинах и во Вьетнаме этот показатель не выше 35%, в Камбодже и вовсе всего 22%. Такие показатели открывают широкие возможности для финтех-компаний, которым есть что предложить этому пока что свободному рынку. В число лидеров по потреблению финансовых услуг традиционно входят Китай и Индия, в этих странах сосредоточено более 35% населения Земли. В Китае, в целом, ужесточаются требования к выдаче онлайн-займов и хотят запретить выдавать их студентам и пенсионерам. В планах правительства и введение ограничений по мелким МФО: представители должны будут финансировать не менее трети кредита вместе с банком. Однако эти ограничения не мешают микрокредитным услугам входить в топ-20 самых популярных.

Надо признать, что весь азиатский регион находится под значительным влиянием Китая, признанного технологического лидера, соответственно, темпы развития сегмента очень высокие. Это касается и интернет-банкинга, который здесь в последнее время приобретает большую популярность: до 95% всех заявок на финансовые услуги проходят через мобильный телефон, поскольку компьютеры не так распространены, да и скорость интернета довольно низкая. Поэтому те компании, которые выходят на этот рынок, должны быть готовы к двум сценариям: либо полному отсутствию регулирования в этом направлении, либо сильному влиянию ЦБ. Во Вьетнаме, например, МФО работают под лицензией ломбардов, в Индонезии получение лицензии может происходить довольно долго, а на Шри-Ланке – лицензия попросту не нужна.

Несмотря на то, что развитие сегмента идет стремительно, внутренние процессы и организация взаимодействия в странах региона остаётся на низком уровне: покрытие бюро кредитной истории, в отличие от 100% в России, здесь не выше 10%. Сложности есть и с обменом информацией между различными ведомствами, а также с доступом к некредитным данным из налоговых служб: их либо нет, либо к ним нет доступа для МФО. Однако при всех видимых сложностях интерес инвесторов к этому региону не падает: поскольку открытие счета из-за бюрократических проволочек занимает несколько дней, взятие кредита предполагает наличие на счету определённой суммы денег и кредитной истории, то микрофинансы здесь крайне востребованы. Займы берут не только на срочные цели, но и на развитие бизнеса, чаще всего – сельскохозяйственного. Как правило, такие предприниматели не могут предоставить банкам нужные документы и микрокредиты становятся для них хорошей поддержкой.

В этом регионе темпами развития отрасли особенно выделяется Вьетнам. С середины 2000-х здесь наметился значительный рост потребительского кредитования, в том числе, и микрокредитного. На данный момент быстрые займы составляют чуть меньше половины всего кредитования в стране. Средний возраст заемщика – до 35 лет, это трудоспособное население, которое берет деньги, чаще всего, до зарплаты. Значительную часть займов выдают сельскому населению, занятому в хозяйстве, которым отказывают в традиционных банках. Процентная ставка в день колеблется от 1 до 2%, а деньги выдаются при предъявлении удостоверения личности.

Перенесемся на африканский континент и узнаем, как складывается ситуация здесь. В Африке, по сравнению с Азией, уровень жизни здесь еще ниже, а доступ к банковским счетам имеют не больше 25% населения, что, однако не мешает почти 70% из них пользоваться кредитными продуктами. Несмотря на бедность, в Африке, широко распространён мобильный интернет, а значит те МФО, которые направлены на выдачу средств онлайн и при помощи мобильных приложений, имеют хорошие шансы занять значительную часть рынка.

Особого внимания в этом регионе заслуживает Кения, которая в последние годы сделала значительный рывок в развитии прогрессивных финансовых услуг. Особенностью «кенийского чуда» является диджитализация – почти все МФО здесь работают онлайн.Здесь клиентам для получения займа нужен мобильный счет M-Pesa, который есть у всех жителей республики. Проценты за пользование услугами здесь составляют от 1 до 3%, что по меркам России считается довольно высоким показателем, однако у местного населения альтернатив немного: банки не работают с бедным слоями, а еще банков попросту нет в отдаленных провинциях, в которых проживает больше половины населения страны.

Безусловно, сложности есть и здесь. Например, кредитор зачастую ничего не знает о заемщике, поскольку кредитная история есть максимум у 20% всех обратившихся. Приходится рисковать, выдавая первоначально небольшую сумму и постепенно ее увеличивая, если клиент окажется добросовестным. Но эти риски компенсируются не таким пристальным вниманием со стороны регулятора, как к банкам, а значит, МФО пока могут диктовать какие угодно условия.

Подводя итог, можно говорить о том, что рост МФО в регионах Азии и Африки продолжится: микрокредитные организации по сравнению с традиционными банками, более гибкие, мобильные и главное – оперативнее внедряют в свою деятельность современные технологии, запускают приложения с удобным и простым интерфейсом и в целом находятся ближе к потребителю. Составляют ли МФО в этих регионах реальную конкуренцию банкам? В какой-то степени, да. Эту тенденцию замечают и банки, создавая на своих базах микрокредитные организации. Прогнозировать можно и повышение внимания регуляторов к этой отрасли, выделяющейся на фоне остальных своим стремительным ростом. Поскольку за ростом неизменно следуют нерегулируемые рынком явления: слишком высокие ставки, закредитованность, банкротство и др.